Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики.
Задача системы образования сегодня – не только формирование человека с широким мировоззрением, высоким уровнем знаний, но и личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее страны. Одной из важнейших черт современной личности, внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм. Героические примеры истории родной страны – прочная основа патриотического воспитания детей и учащейся молодежи.
Патриотизм - социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.
Проблема патриотизма приобрела особую актуальность в связи с политическими событиями 21 века, расширением и углублением процессов интернационализации, интеграции, глобализации, попытками поставить под вопрос роль и значение исторических фактов, государственного суверенитета. Воспитать патриотизм помогут школьные музеи учреждений образования района – их в нашем районе 9 (нет школьных музеев только в Боровицкой и Жиличской средних школах), имеются этнографические музеи в СДК аг.Любоничи и аг.Мышковичи, клуб-музей в Борках, УК «Жиличский исторический комплекс-музей», музей ОАО «Рассвет им. К.П.Орловского» в Мышковичах, музейные комнаты: в районном доме культуры – Дружбы Кировского и Белгородского районов, в СДК д.Козуличи – этнографическая и др. Ориентиром при подготовки музейных мероприятий с учащимися является формирование основ гражданской идентичности, патриотизма на базе чувства сопричастности и гордости за судьбу Кировшины и родной Беларуси.
Понятие «патриотизм» многогранно по своему содержанию:
- любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;
- уважение к другим народам, их обычаям и культуре;
- ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
Патриотизм представляет собой целостное сочетание интеллектуальной, эмоционально-ценностной и поведенческой сферы личности. Необходимо воспитать такое сознание личности, которое органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение патриотических взглядов и идеалов. Патриотизм является нравственной категорией и неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм.
Одним из средств патриотического воспитания учащихся в нашем районе традиционно являлся школьный музей. В современных условиях его роль стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс. О воспитательном потенциале музеев можно судить по научным философским, педагогическим, психологическим, культурологическим исследованиям. Музейная педагогика признана в качестве научной дисциплины учеными всего мира (Б.А.Столяров, А.Г.Бойко, Н.Д.Рева, М.Ю.Юхневич, Е.Б.Медведева и др.). Работа в музее способствует формированию у обучающихся практических навыков поисковой и исследовательской деятельности через участие в оформлении экспозиций музея, пополнение фонда, проведении экскурсий, организации общешкольных мероприятий и т.д.
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей, как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Задачи музейной педагогики:
- развитие эмоциональной сферы учащихся и воспитание любви к малой родине;
- воспитание у школьников элементов исторического сознания;
- формирование конкретных знаний в области истории, национального самосознания и любви к истории школы, родного края;
- раскрытие роли музея в сохранении региональной истории и культуры.
В основе патриотического воспитания средствами музейной педагогики лежат следующие идеи:
- реализм целей воспитания;
- совместная деятельность детей и взрослых;
- жизненное самоопределение человека;
- личностная направленность воспитания;
- добровольность.
Средствам воспитания в педагогике долгое время уделялось меньше внимания, чем, например, принципам, методам, формам обучения и воспитания. Под средствами понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых педагог воздействует на учащихся с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Роль их может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, природное сырье, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и прочее. Средства музейной педагогики включают объекты материальной культуры (связанные с материально-преобразующей деятельностью человека), духовной (связанные с духовно-преобразующей деятельностью человека), представления о субъектах (людях, создающих своим творческим трудом культуру) и ценностное отношение к объектам и субъектам культуры.
Ценность средств музейной педагогики в патриотическом воспитании во многом зависит от следующих факторов:
- влияния на чувства, убеждения и деятельность воспитанников;
- единства и координации воспитательных усилий всех социальных институтов (семьи, школы, средств массовой информации, органов культуры и искусства и др).;
- систематичности в подходе к процессу воспитания.
Воздействие средств музейной педагогики позволяет восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико-ориентирующую составляющую образования в современной школе, реализовать образовательную, воспитательную, развивающую, социокультурную функции учреждении образования в целом и гуманитарных предметов в частности. Таким образом, музейная педагогика – это комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов школьных музеев (разделы, экспозиции, архивные и исторические экспонаты и документы и т. д.), включая все формы краеведения. Данному типу педагогики в последнее время уделяется все больше внимания. Обучение осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике – неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, что стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. В процессе обучения в музее личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную информацию. Наполнение мероприятий патриотической направленности конкретными и достоверными фактами, связь с сегодняшней жизнью страны, создание особой эмоциональной атмосферы, присутствие живых свидетелей событий, вовлечение участников в обмен мнениями способствует формированию у подрастающего поколения понимания исторической роли белорусского народа, патриотическому воспитанию в целом.
Музей – носитель культурных традиций, мощное средство воспитания и образования человека, место для проведения досуга, но, прежде всего, пространство реального соприкосновения с опытом и знаниями прошлых поколений. Необходимо максимально активно использовать музейную педагогику для патриотического воспитания учащихся; вовлекать семьи учеников в участие в воспитательной работе школы; привлекать к этой работе общественность, ветеранов войны и труда, народных умельцев, деятелей культуры и искусства; систематически использовать элементы народной педагогики, традиции национального воспитания; активно участвовать в районных, областных и республиканских патриотических проектах; создавать банк творческих работ учащихся, как результат проведенной работы по патриотическому воспитанию.
Методист ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи города Кировска»
Гукова Юлия Викторовна
Список использованной литературы
1. Апсатаров, В.. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология / В.Апсатаров // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Международнной научной конференции (г.Краснодар, май 2019 г.). – Краснодар: Новации, 2019. – С. 28-30 –https://moluch/ru/conf/ped/archive/330/15010. – Дата доступа: 4.04.2023
2. Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике / Под общ. ред. Н.Н.Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
3. Первые шаги в науку: материалы VI научно-практической конференции школьников Гродненского района 30 марта 2011 г./ сост.: С.А.Калугина, Л.В.Кашенкова. – Мозырь: Белый Ветер, 2011. – 199 с.
4. Сохранение памяти о малой Родине через судьбы простых людей. Материалы 8-й Международной научно-практической конференции; [сост. Л.В.Кашенкова, В.Е.Егорычев, Л.В.Юргель]. – Гродно: ЮрСаПринт, 2019 – 252 с.
5. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие / Б.А.Столяров. М.: Высш. шк., 2004. – 216 с.
6. Столяров, Б.А., Бойко, А.Г., Рева, Н.Д. Основы музейной педагогики: Учеб. курс. СПб.: Гос. Рус. музей; Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние., 1996.
7. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. М.: Изд-во РИК, 2001. – 223 с.
раскрыть » / « свернуть