Методические рекомендации по организации и проведению экскурсий и посещению туристических объектов детьми, пребывающими на оздоровлении
При организации и проведении экскурсий и посещении туристических объектов детьми, пребывающими на оздоровлении,
в течение 2022 года необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Законом Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З
«О туризме»;
Кодекс Республики Беларусь о культуре;
Методические рекомендации по организации и проведению экскурсий для учащихся Х-ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, в рамках изучения учебных предметов, предусмотренных типовыми учебными планами общего среднего образования, разработанные в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2021 г. № 681 «О пилотном проекте по организации и проведению экскурсий»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 12 ноября 2014 г. № 1064 «Об утверждении Правил оказания туристических услуг»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»;
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах
и экскурсиях»;
постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 10 июля 2007 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта».
Организация экскурсий и посещение туристических объектов осуществляется в целях формирования объективного отношения
к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства нашего народа, уважения к культурно-историческому и природному наследию, традициям и обычаям, укрепления нравственных качеств детей
и подростков.
При этом основными задачами являются:
формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания;
изучение природных, социально-культурных объектов, историко-культурных ценностей;
формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
укрепление здоровья, физическое совершенствование, формирование опыта безопасной жизнедеятельности.
В Год исторической памяти особое внимание при организации экскурсий и посещения туристических объектов необходимо уделить идеологическому, гражданскому и патриотическому воспитанию.
Министерством спорта и туризма совместно с Министерством образования, Национальным агентством по туризму, управлениями спорта и туризма облисполкомов и Минского горисполкома составлен перечень наиболее значимых, известных и популярных экскурсий
по Беларуси и туристско-экскурсионных объектов, рекомендуемых
для посещения учащимися (далее – перечень).
Указанный перечень, размещенный на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения», рекомендуется использовать при организации экскурсий и посещении туристических объектов для находящихся на оздоровлении детей
в летний период, учитывая большой познавательный потенциал экскурсий, значительное количество туристических объектов
и турмаршрутов.
Кроме того, на сайте Республиканского центра экологии
и краеведения представлены следующие тематические разделы:
«Образовательные маршруты по областям»
(ссылка: https://rcek.by/obrazovatelnye-marshruty-po-oblastyam/);
«Образовательные маршруты по районам»
(ссылка: https://rcek.by/obrazovatelnye-marshruty-po-rajonu/);
«Образовательные маршруты по малой родине»
(ссылка: https://rcek.by/obrazovatelnye-marshruty-po-maloj-rodine/);
«Перечень экскурсионных объектов, рекомендуемых
для посещения обучающимися в рамках проведения учебных
и факультативных занятий, внеклассных мероприятий»
(ссылка: https://rcek.by/perechen-ekskursionnyh-obektov-rekomenduemyh-dlya-poseshheniya-obuchayushhimisya-v-ramkah-provedeniya-uchebnyh-i-fakultativnyh-zanyatij-vneklassnyh-meropriyatij/).
Справочно:
Вышеназванные разделы находятся в открытом доступе
на сайте Республиканского центра экологии и краеведения по вкладкам:
«О центре» → «Туризм» → «Туристско-экскурсионная работа».
Далее выбираем необходимые разделы.
При организации экскурсий рекомендуется учитывать местоположение населенного пункта, откуда начинается маршрут,
его тематику, актуальность, протяженность и продолжительность, возраст экскурсантов, а также известность, значимость объекта, иное.
Экскурсии следует выбирать в соответствии с учебной программой учебных предметов, изучаемых в учреждениях общего среднего образования (например, «История Беларуси», «География Беларуси», «Искусство. Отечественная и мировая художественная культура», «Мировая художественная культура», «Биология» и другие), с акцентом на историко-культурное наследие (экскурсии историко-архитектурной, военно-исторической, религиозной, архитектурно-градостроительной, искусствоведческой тематики), особо охраняемые природные территории (природоведческие экскурсии в национальные парки, заповедники, заказники, городские парки и скверы), промышленные предприятия и др.
Кроме обзорных и тематических экскурсий по столице Республики Беларусь, областным центрам и объектам ЮНЕСКО (Национальный парк «Беловежская пуща», замковый комплекс «Мир», Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», элементы Геодезической дуги Струве), необходимо уделить больше внимания региональным краеведческим экскурсиям по родному краю.
В Год исторической памяти особое значение приобретают военно-исторические экскурсионные маршруты, музеи, мемориальные комплексы, посвященные событиям Великой Отечественной войны
на территории Беларуси (например, «Брестская крепость-герой», «Хатынь», «Буйничское поле», «Тростенец», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Курганы Славы, Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны и др.).
Принимая во внимание, что в Республике Беларусь функционирует значительное количество государственных, ведомственных, а также школьных музеев различного профиля, рекомендуется их посещение в соответствии со специализацией музейных учреждений.
раскрыть » / « свернуть