Холокост стал одним из наиболее значимых исторических и социальных феноменов ХХ века. До Второй мировой войны в основе всех известных истории актов геноцида лежали религиозные конфликты – массовое уничтожение людей происходило по религиозному признаку. В ХХ веке религиозные мотивы перестали играть решающую роль при определении групповой принадлежности людей. Все возрастающую роль играют ныне национальные и этнические моменты, приведшие к актам геноцида сотен тысяч жителей Юго-Восточной Азии и Африки. Холокост явился одним из актов массового уничтожения людей по национальному признаку. Для того, чтобы совершить это преступление, следовало подготовить к нему массы людей – соучастников и свидетелей геноцида.
Целью написания данной работы стало освещение событий холокоста еврейского населения поселка Жиличи в годы Великой Отечественной войны.
Достижение данной цели потребовало решить две задачи:
- определить общие черты положения еврейского населения в Беларуси в 1941-1944 гг., охарактеризовать отношения между оккупационными властями, местным населением и представителями еврейской диаспоры;
- собрать и обобщить свидетельства очевидцев оккупации поселка Жиличи, определить основные места уничтожения и захоронения убитых евреев, провести обследование данных мест с фотофиксацией и нанесением на карты.
В качестве источников для сбора информации использовались как воспоминания свидетелей оккупации Жилич в годы Великой Отечественной войны, так и свидетельства, записанные участниками различных еврейских организаций, занимающихся проблемой холокоста по территории всего бывшего Советского Союза. Помимо этого, были использованы различного рода статьи и обобщающие труды, касающиеся вопросов холокоста на территории Беларуси в 1941-1944 гг., ставшие источником информации для составления общей картины еврейского геноцида на территории нашей страны. В процессе работы осуществлялся тесный контакт с Музеем истории и культуры евреев Беларуси и с экскурсоводом Юлианной Миколуцкой, предоставившей архивные записи воспоминаний некоторых бывших жителей п. Жиличи. Эти материалы позволили обнаружить еще одно место массового убийства евреев в Жиличах в годы Великой Отечественной войны.
Методологической основой написания данной работы стали как методы общеисторического исследования: проблемно-логический метод (метод членения проблемы на ряд более узких проблем), методы работы с историческими источниками, так и методы социологического исследования (опрос и фиксация информации свидетелей событий) и методы «практической истории» (фотофиксирование, метод картографической фиксации).
Актуальность данной работы видится в том, что, несмотря на широкую освещенность войны и военных событий в истории Беларуси, проблемных и неизученных мест много. Вопрос холокоста является одним из них. Рассмотрев с практической точки зрения данный вопрос, можно сделать вывод, что холокост имеет наднациональную основу, потому что затрагивает соприкосновение сразу трех наций в не самый благоприятный период их истории.
1 ХОЛОКОСТ В БЕЛАРУСИ В 1941 - 1944 ГГ:
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОСТИ
Холокост (от греческого holokaustos – сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах. Такое определение дано термину на страницах Большого энциклопедического словаря. Описание довольно точно отражает общую суть данного процесса, как процесса массового уничтожения людей по национальному признаку. В каждой оккупированной фашистами стране данный процесс, несмотря на схожесть общих моментов, имел ряд отличий. И Беларусь в этом ряду не стала исключением.
На основе различных данных от 800 тысяч до 1 миллиона евреев довоенной Беларуси оказались в начале войны на оккупированной немцами территории республики [3]. Такое большое количество представителей еврейской национальности в Беларуси объясняется рядом причин, среди которых ученые выделяют следующие:
во-первых, быстрое продвижение немецких войск не дало возможности на значительной территории республики провести организованно эвакуацию промышленных объектов и трудовых ресурсов, республиканская эвакуационная комиссия была создана лишь 25 июня, после того, как руководство республики покинуло Минск, даже в восточной части БССР лишь от трети до половины еврейского городского населения смогло эвакуироваться;
во-вторых, для жителей западной части БССР в первые дни войны существовал запрет пересекать бывшую (до сентября 1939 г.) советско-польскую границу;
в-третьих, сыграл свою роль фактор замалчивания официальной советской пропагандой судьбы еврейского населения оккупированных стран Европы, прежде всего Польши, в результате чего еврейские граждане не осознавали для себя степени опасности со стороны оккупантов, а к рассказам немногочисленных беженцев из Польши накануне войны относились с недоверием. В итоге на начало военных действий еврейское население составляло примерно 1/9 часть от всего населения Беларуси того временного периода [1]. Поэтому количество жертв холокоста в Беларуси столь велико.
Практическое осуществление карательных мер по отношению к еврейскому населению началось уже на первом этапе установления оккупационного режима. Оно осуществлялось по следующим направлениям:
- физическое уничтожение евреев, как комиссаров и как поборников большевизма;
- временная изоляция евреев для использования на работах с дальнейшей физической ликвидацией;
- розыск евреев, скрывающихся в среде гражданского нееврейского населения (приказы требовали их выдачу германским властям).
В каждом из данных направлений имелись свои специфические особенности. Их характер сочетал как военные, так и административные методы [2].
В городах и местечках Беларуси, в зависимости от численности евреев, по приказу коменданта или бургомистра города выделялась одна или несколько улиц (квартал) для изолированного их проживания (гетто). Большинство узников гетто небольших городов жили в отведенном районе и до оккупации. Часть евреев и в условиях гетто продолжала оставаться в своих домах, правда, в них вселяли и семьи с других улиц либо окрестностей. Таким образом, в каждом доме жило по 5-10, а то и больше семей.
Посредником между немецкой администрацией и евреями в гетто, были юденраты (орган еврейского самоуправления) и созданная в некоторых гетто еврейская полиция, которая использовалась для наведения порядка и поддержания дисциплины. Полицейские были вооружены дубинками и палками. Евреи-полицейские не принимали прямого участия в убийствах, но способствовали организации акций, сбору людей, отправке их к местам казни. Имеются факты, что в гетто Плисса еврейский полицейский указал карателям укрытия, где прятались евреи, а в гетто Глубокое еврейские полицейские издевались над узниками не меньше немцев. Но в отличие от полицейских из числа военнопленных, все еврейские полицейские были также уничтожены немцами [3].
Немцы широко использовали принудительный безвозмездный труд евреев – рабочие команды и колонны из узников гетто и пленных трудились за пределами гетто и лагеря. Как правило, евреев занимали различными тяжёлыми и грязными работами независимо от пола и возраста: уборка помещений, мойка машин, уборка улиц от мусора, ассенизационные работы. И евреев, и военнопленных использовали на погрузочно-разгрузочных работах, разборке развалин, ремонте дорог. Во время таких неквалифицированных работ евреям запрещали пользоваться подсобным инструментом: кирками, лопатами, ломами, носилками, все надо было делать вручную.
Убийства евреев проводились немцами в соответствии с известным приказом от 6 июня 1941 г. о комиссарах (Komissarbefhl). Его положения гласили, что к «комиссарам» причислялись евреи всех возрастов обоего пола, включая детей. Руководство вермахта имело на этот счёт приказ фельдмаршала Рейхенау от 10 октября 1941 г. и директиву Кейтеля «Евреи на новооккупированных восточных территориях» от 12 сентября 1941 г.[6, с. 343]. Уничтожения евреев проходили с немецкой пунктуальностью, все детали продумывались предварительно. Примером такого подхода к практике холокоста может служить приказ начальника полиции безопасности и СД Штрауха от 5 февраля 1943 г. по ликвидации Слуцкого гетто с указанием персональной ответственности каждого участника акции за порученный участок работы.
Евреям запретили обмениваться товарами и продуктами, общаться и передавать новости. Нарушителей избивали, морили голодом, отправляли на штрафные работы. Часто эти истязания проводились публично в назидание остальным. Евреев можно было безнаказанно убить за любой проступок. Выход разрешался только на работу или для вывоза покойников на кладбище в тех случаях, когда отсутствовала похоронная команда. Цель: строгая изоляция, предотвращение доступа к информации и предупреждение бегства. За самовольную отлучку наказывали всех жителей дома, членов семьи вплоть до расстрела.
Положение евреев в малых населенных пунктах, в которых отсутствовали большие гетто, мало чем отличалось от выше описанного. Здесь, как и в больших городах, практиковались использование принудительного труда, телесные наказания за малейшие проступки, ограничение и лишение практически всех прав и возможностей к существованию, физическое уничтожение еврейского населения, носившее массовый характер, подчас имевший своей целью полное истребление евреев в том или ином населенном пункте.
Результатом такой политики стал тотальный геноцид представителей еврейства в Беларуси. Согласно статистическим данным, потери белорусских евреев в годы войны составили примерно 800 тысяч человек. То есть за 1941-1945 годы евреи в Беларуси были уничтожены почти полностью.
2 ХОЛОКОСТ В АГРОГОРОДКЕ ЖИЛИЧИ
В 1941 - 1944 ГГ.
(ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ОЧЕВИДЦЕВ)
Как показали материалы, использованные в первой главе, положение евреев в Беларуси в годы войны было тяжелым. Это касалось как гетто в крупных городах, таких как Минск, так и мелких населенных пунктов, которые оказались за границами внимания крупных исследователей. Такая судьба постигла и Жиличи. Даже в книге «Память» Кировского района упоминания о холокосте в Жиличах нет. История Холокоста в нашем районе не просто полна белых пятен, а представляет собой неисследованное поле.
Воспоминания свидетелей стали неоценимым источником информации. Большинства из свидетелей уже нет в живых, поэтому информация, полученная от них, бесценна.
До войны на территории поселка Жиличи проживало немало представителей еврейского народа. По свидетельствам очевидцев евреи были уважаемыми людьми, занимались ремеслами, работали педагогами, особых конфликтов с белорусами не имели.
С 27 июня 1941 по 28 июня 1944 года (а именно столько длилась оккупация Кировского района) нацистами на территорию Жилич было доставлено свыше 500 человек [Приложение Б]. Доставлялись они группами от 50-70 [Приложение Б. 4, Б. 7] до 250-300 человек [Приложение Б. 5, Б. 6].
Содержались привезенные евреи в двух местах. Первое – в 18-квартирном здании бывшего спиртзавода, располагавшегося на территории современного двора механизации. Об этом месте говорят практически все свидетели. Среди доставленных в Жиличи евреев были не только местные жители, жившие в здесь до войны, но и привезенные из западных областей Беларуси, и с территории Польши [Приложение Б. 6]. Второе – место, о котором есть только одно упоминание, находилось на территории бывшей усадьбы Булгаков, где во время войны, располагался немецкий госпиталь. Здесь содержались только евреи-мужчины. Возможно для того, чтобы обслуживать здание усадьбы-госпиталя, способное принимать большое количество пострадавших.
Положение евреев в годы войны было сложным. Как и в остальной Беларуси, они были заняты на сельскохозяйственных работах. Некоторые из свидетелей геноцида вспоминали, что: «…Их [евреев] водили пропалывать свеклу и делать другие работы [Приложение Б. 1]. …Когда началась война, немцы пригнали евреев полоть свеклу. Они не давали евреям есть, поэтому они питались одной только свеклой [Приложение Б. 8]». Евреи содержались в нечеловеческих условиях, подвергались истязаниям и унижениям. Так, согласно воспоминаниям некоторых очевидцев: «…Их заставляли в реке купаться. Их били. Гоняли с собаками [Приложение Б. 1]. …Когда река Добосна, в то время довольно глубокая, покрывалась первым тонким льдом, фашисты из Жиличского гарнизона заставляли евреев купаться в ледяной воде, после чего закидывали до смерти камнями. Течение реки уносило безжизненные тела [Приложение Б. 6]». Некоторые свидетели упоминают факты оказания помощи местным населением привезенным евреям. В основном это выражалось в подкармливании тайком, под страхом смерти.
Рассказывая о содержании привезенных в Жиличи евреев, один из свидетелей отметил
довольно интересный факт. По словам Лукьянова Василия Платоновича, жителя Жиличи, охраной и содержанием пленных евреев в Жиличах занимались не немцы, а «добровольцы-украинцы», что свидетельствует об участии в холокосте участников коллаборационного движения Восточной Европы [Приложение Б. 4]. Практически все воспоминания так или иначе заканчиваются похожими по смыслу фразами. Все свидетели говорят о том, что большинство евреев, оказавшихся в годы войны в Жиличах, там же были в итоге уничтожены немецко-фашистскими оккупантами. Говорят даже не о расстрелах евреев, что в некотором роде даже «гуманно» (насколько это может быть), а о невообразимой жестокости в отношении еврейского населения со стороны нацистов. «Покидали их и сверху присыпали лопатами. Потом мы шли и видели, как земля «варушится» [Приложение Б. 4]» – максимально правдивое, на мой взгляд, описание холокоста не только в Жиличах, а и во всех гетто.
На территории нынешнего агрогородка есть несколько мест массового уничтожения и захоронения евреев в годы Великой Отечественной войны.
Первое место захоронения – в районе озера Исаково, недалеко от д. Харалаповичи [Приложение А, схема 1]. Количество убитых здесь было немногочисленно, но факт самого убийства подтверждает своими воспоминаниями Волкова Варвара Александровна: «Когда началась война, евреев, живших в Жиличах, связали и погнали через озеро Исаково. Это были мужчины. Их расстреляли и закопали на том же месте. Женщины с детьми успели убежать, но никто не знает, что с ними стало потом [Приложение Б. 7]».
Второе – у здания спиртзавода, принадлежавшего дворянскому роду Булгаков и разрушенному во второй половине ХХ-го века [Приложение А, схема 2]. Об этом месте сохранилось наибольшее количество воспоминаний. Все свидетели говорят о том, что это было не только место массового убийства еврейского населения, но и основное место их содержания. Рядом с этим местом протекает река Добосна, в которую евреев водили «купаться». Большая часть содержавшихся в этом месте евреев там же и была уничтожена. Так, Шнурова Анна Афанасьевна, жившая рядом со спиртзаводом, вспоминала: «Я тогда залезла на лестницу на чердак и видела, как молодых евреев заставляли копать ямки, а потом их ставили на край и расстреливали. Я была маленькой, но хорошо это помню. Теперь прямо на месте ям стоит здание сельхозмеханизации, построенное в 1964 г. [Приложение Б. 1]».
Третье место находилось в районе усадьбы Булгаков, в котором располагался немецкий госпиталь, около южной стены, в районе которой также было расположено и крупнейшее захоронение убитых евреев [Приложение А, схема 3].
Из воспоминаний Феоктистова Григория Дмитриевича, жителя Жилич: «У южной стены здания дворца Булгака, в парке, на расстоянии 50 м от стен здания находится захоронение трех евреев. В период немецко-фашистской оккупации 1941-1944 гг. (точной даты я не знаю) они были выведены немецкими солдатами в указанное место, где вынуждены были вырыть по приказу фашистов траншею. После того, как глубина траншеи достигла двух метров, солдаты заставили евреев спуститься в траншею, где им были нанесены удары лопатами. Потерявших сознание людей закопали [Приложение Б. 6]». О примерном количестве убитых на этом месте евреев сообщает Терентьев Емельян Степанович: «В Жиличском парке, на расстоянии нескольких десятков метров от южной стены дворца Булгака, в лощине были похоронены убитые в 1942-1943 гг. немецко-фашистскими захватчиками лица еврейской национальности. Количество похороненных в данном месте людей мне неизвестно, но предполагаю, что там было захоронено около 500 человек [Приложение Б.5]».
Обзор историографии холокоста в Беларуси показал, что Кировский район выпал из сферы интересов белорусских исследователей. Несмотря на это сами представители еврейской диаспоры не забывают о бедах, постигших их народ в годы Второй мировой войны: на территории агрородка Жиличи, под патронажем Фонда имени Саймона Марка Лазаруса, в 2011 году был установлен памятник жертвам холокоста. На гранитной плите значится надпись: «Установлен в память о 200 жертвах Холокоста, замученных в 1941 году». Евреи-соотечественники помнят об убитых. Таких памятников по Беларуси было установлено 123, в том числе и в малых населенных пунктах Беларуси. Память же белорусов зависит от нас самих, поскольку ужасы войны не должны иметь ни национального, ни расового, ни каких-либо других признаков, память о них должна быть одинаковой для всех в любой промежуток времени.
раскрыть » / « свернуть