Первое упоминание о Борках относится к XVIII веку. В деревне никогда не было своего храма, жители являлись прихожанами Покровской Збышинской церкви.
Часовня Божией Матери «Взыскание погибших» является частью мемориала памяти сожженных деревень Могилевской области, возведена в ХХ веке. Борки—место крупнейшей по количеству жертв карательной операции против мирных жителей в Беларуси.
В 1942 году шоссе Могилев—Бобруйск было местом, которому отдавали предпочтение для засад партизанских отрядов на автомашины противника. Так, 8 июня 1942 года партизанами была устроена засада у деревни Столпище, которая находится в 30 км от Борок, а через день—в д.Скачек (8 км от Борок). В ходе этих операций погибли около 40 перемещавшихся в автоколонне немецких летчиков, нацистская группа полиции безопасности и эсэсовцы из команды СД.
Партизан найти в лесу было сложно, поэтому за нападение на своих солдат немцы применяли метод коллективной ответственности жителей соседних деревень. И 15 июня 1942 г. последовала карательная операция в Борках и прилегающих поселках.
Обычно после партизанских акций жители близлежащих деревень уходили в лес, но в этот раз они не знали об уничтожении немцев и спокойно находились дома.
Командовал 658 карательным батальоном штурмбанфюрер Отто Дирлевангер. Историки утверждают, что вместе с немцами находился взвод коллаборационистов и подразделение местного фольксдойче из Кличева—Августа Барчке. Свидетели сообщали, что все каратели были одеты в немецкую форму, но разговаривали на разных языках.
В поселке Закриничье каратели выгнали всех жителей на улицу, потом загоняли в каждый дом по 8 человек. Заставляли ложиться на пол в ряд по 4 человека, второй ряд—к головам первых и так расстреливали. Убив всех, и стариков, и детей, поджигали дома. В остальных поселках заходили в дома и всех без разбора расстреливали на месте.
Полицаев, вместе с их семьями, немцы согнали в Борках в школьный сарай и сожгли живьем—посчитали, что они помогали партизанам.
Точное число погибших сейчас установить сложно, но их более 1800 человек. До Великой Отечественной войны в Борках и шести прилегающих поселках насчитывалось около 300 дворов. Поселки Хватовка, Долгое Поле, Закриничье, Красный Пахарь, Пролетарский, Дзержинский после войны не возродились. В ходе этой же карательной операции сожжены все строения д. Чигиринка (жители успели уйти в лес). Вероятно также, что в Борках находились и люди из соседних деревень, так как в своем донесении Дирлевангер называет общее число погибших (расстрелянных и сожженных) 2027 человек. О том, что каратели пересчитывали свои жертвы, имеются свидетельства уцелевших людей.
В 1944 году в соседней деревне Збышин было уничтожено 380 жителей.
История создания мемориала
В 1964 году, к 20-летию освобождения района, был установлен памятник—скульптура воина и девушки, возлагающих цветы. Располагался он напротив входа в часовню, где сейчас находится скульптурная композиция «Беларусь—скорбящая мать», в настоящее время памятник перенесен на кладбище. Часовня «Взыскание погибших» построена в 2004 году. В 2008 году возведена Стена памяти, где были указаны 112 уничтоженных деревень Могилевской области. Среди них—двадцать населенных пунктов Кировского района. Стену окружала конструкция с колоколами. Справа от часовни находится общая могила сельчан,
которые сразу после трагедии были захоронены во дворах своих домов, а в 2009 году перезахоронены. На месте братской могилы, стараниями начальника идеологического отдела Кировского райисполкома Юрия Михайловича Дайнеко, установлен крест внушительных размеров.
В 2019 году руководство области приняло решение провести реконструкцию памятных знаков и создать в этом месте мемориал. В ходе работ осуществлено благоустройство территории, устроен клуб–музей.
Мемориал открыт в 2020 году и в полной мере раскрывает все зверства фашизма.
Памятные доски у часовни пополнились 33 ранее неизвестными сожженными деревнями области, 619 именами жителей, погибших в ходе Борковской операции.
Современный мемориал. Композиционное решение
Посетителей мемориала встречает композиция, изображающая крышу деревенского дома. Три ступени отделяют ее от дороги и приподнимают над землею. Скульптура женщины у пустой детской колыбели—собирательный образ, символизирующий всех скорбящих матерей Беларуси. Но, вместе с тем, монумент показывает личную трагедию, горе каждой семьи. Форма детских яслей, подвешенных по-деревенски к потолку, созвучна с формой траурных колоколов. Слышен скрип пустой колыбели и заунывная песня-стон матери.
Дальше располагается «улица» с фрагментами обгоревших домов, указывающих места, где они раньше стояли. Оставленные у стен вещи, детские игрушки, приносимые посетителями комплекса, символизируют внезапно прервавшуюся жизнь и беззащитность перед жестокостью. Фактура памятника напоминает дерево белорусских хат–обгоревшие срубы. А на этих обгоревших бревнах—свидетельства немногих чудом выживших людей.
Следующее сооружение изображает горящий амбар (сарай). Данная точка мемориала является проходной и вынуждает зрителя окунуться в свое внутреннее пространство, сформированное шестью конструктивными элементами, напоминающими силуэт дома. Все колонны наклонены к основанию, однако каждая движется в свою сторону под определенным углом, за счет чего создается ощущение рушащегося пространства, в котором чувствуешь себя неуютно. Центром этой композиции является скульптурное полотно «Пламя». Скульптура изгибается наподобие языков пламени, а в центре стихии–живые мечущиеся люди…
Ансамбль замыкает конструкция «Колодец» - место памяти о замученных детях, заживо брошенных в колодец. По окончании импровизированной улицы установлен камень с посланием к потомкам и посажен парк—символ жизни.
разгарнуць » / « згарнуць